Минздрав


https://www.sogaz-med.ru/

Главная / Медицинская профилактика / Влияние занятий компъютерными играми и интернетом на состояние здоровья школьников

Влияние занятий компъютерными играми и интернетом на состояние здоровья школьников

Влияние занятий компъютерными играми и интернетом на состояние здоровья школьников.

Подготовила информацию начальник отдела организации оказания медицинской помощи детям министерства здравоохранения Рязанской области, к.м.н. Кукушкина И.П.

    В настоящее время в России, как и во всем мире, происходит омоложение интернет пользователей. Данные мониторинга показали, что удельный вес подростков среди пользователей увеличился с 2% в 1992 г. до 25% в 2004 г. В  2009 г. число школьников, пользующихся интернетом в России, составило уже 90%.

     Среди девочек вариабельность распространенности занятий компъютерными играми в обследованных городах более высокая за счет 3-х городов: Воронеж 91,7, Ненецкий АО 80,5, Московская обл. 74,1 (в России 64) на 100 девочек соответствующего возраста.

     Среди девочек на первом мете по популярности онлайн игры 45,6%, далее идут игры, популярные в их компаниях - 30,6%, в интеллектуальные игры играют 12,4% девочек. Самые непопулярные среди девочек стрелялки и спортивные игры.

     Занятия компъютерными играми, как утверждают 69,4% мальчиков и 71.7% девочек не мешают им справляться с учебой, выполнять домашние задания, заниматься хобби и т.д. Им не приходится ничем жертвовать.

     Ежедневные продолжительные компъютерные игры приводят 10% мальчиков и 11% девочек к ссорам с родителями. Около 3% подростков (2,9% мальчиков и 2,7% девочек) указывают, что стали хуже учиться, а 1,4% мальчиков и 1,6% девочек жалуются на ухудшение памяти и внимания. Еще 1,3% мальчиков и 0,6% девочек, из числа играющих, даже пропускают занятия в школе в связи с чрезмерным увлечением компъютерными играми.  

     Данные утверждения свидетельствуют о сильной привязанности к компъютерным играм, а в комплексе с другими факторами (пропуск занятий в школе, жертвование сном и др.) о начале формирования зависимости от компъютерных игр.

     Ежедневные продолжительные занятия компъютерными играми отнюдь не мешают подросткам употреблять психоактивные вещества. Употребление алкоголя, табачных изделий подростками, играющими в компъютерные игры достоверно выше, чем неиграющими.

     Ведущим мотивом пользования интернетом является желание подростков общаться и знакомиться (44,5% мальчиков и 56,4% девочек). Вторым по частоте встречаемости мотивом пользования интернетом для мальчиков является поиск информации, касающейся хобби 18%, среди девочек - подготовка к школе 17,8%. На третьем месте в рейтинге целей использования у мальчиков стоит подготовка к учебе 15%, у девочек поиск информации, касающейся хобби 11,9%. 4-е место у мальчиков занимают электронные игры 12,5%. Лишь 6,2% мальчиков пользуется интернетом от нечего делать и 3,8% совершают покупки в интернете.

     Чрезвычайно важным аспектом пользования интернетом является частота и длительность этого занятия. Продолжительность пользования интернетом среди мальчиков и среди девочек  в среднем по России варьирует от 1-2 раз в месяц до ежедневного пользования с продолжительностью от 2 до 5 и более часов в день. Почти 2/3 мальчиков и девочек пользуются интернетом до 2 часов в день, а более четверти мальчиков (27%) и девочек (29,2%) в среднем по России проводят в интернете 3 и более часов  в день это группа риска. Больше всего мальчиков, проводящих в интернете более 3 часов, выявлено в Калининграде, Волгограде, Кемерове, а девочек в тех же городах и Мурманске.

     Подросткам группы риска, проводящих в интернете 3 и более часов в день, приходится жертвовать прогулками с друзьями (25,1% мальчиков и девочек), занятиями в секциях и кружках 11,7% мальчиков и 9,1% девочек, общением с родителями и семейными праздниками 3,8% мальчиков и девочек. А 1% мальчиков и 0,5% девочек жертвуют ради занятий в интернете ночным сном и даже приемом пищи (0,3% мальчиков и 0,4% девочек).

     Кроме того, ежедневное длительное времяпрепровождение в интернете в ряде случаев может приводить к формированию интернет-зависимости, это подтверждается изменением психологического состояния школьников-старшеклассников в случае отсутствия возможности пользования интернета.